Развитие речи у ребенка первого года жизни: с чего начинать?

Июль 31, 2010 

malishВ первые годы жизни малыша интенсивно развивается речь: развивается речевой слух, накапливается словарь. Если речь отстает в развитии в раннем возрасте, это может негативно сказаться на развитии ребенка в дошкольном и даже в школьном возрасте. Развитие памяти, восприятия, мышления, воображения, чувств тесно связаны с развитием речи. Неудивительно, что отставание в развитии речи влечет за собой задержки в психическом развитии ребенка.

Выяснить причины, по которым происходит задержка развития речи, могут только логопед и психолог. Чаще всего главной причиной является — недостаточное внимание взрослых к этому процессу, неумелое воспитание. Что должны знать родители малыша о речевом воспитании?
Во-первых, каждые родители должны усвоить, что речь- это не прирожденные дар. Ребенок перенимает это умение у взрослых. С самого раннего детства, с первых дней жизни младенца завораживает голос мамы и других родных. Почаще разговаривайте с малышом, чтобы формировать у него слуховое сосредоточение. Речь, с которой вы обращаетесь к ребенку, должна быть выразительной, эмоциональной, в этом случае малыш уже к 5-месячному возрасту начнет реагировать совершенно по разному на различные интонации.

Если тон обращенной речи взрослого приветливый, малыш будет отвечать радостью, если же сердитый- будет плакать.
В возрасте 6-7 месяцев малыш начнет понимать некоторые слова и выражения взрослых.Но это произойдет в том случае, если вы часто будете разговаривать с крохой. Например, прежде чем взять его из кроватки протяните руки и скажите: «Иди ко мне, мой маленький!»
Подходите к предметам в комнате, держа на руках малыша, и называйте предметы вслух. По прохождении нескольких таких занятий кроха начнет искать и находить глазами тот предмет, который вы называете. Постепенно кроха начнет запоминать членов семьи. При вопросе » Где мама?», кроха поворачивает голову и ищет глазами маму.

Если вы хотите развить у ребенка понимание речи, старайтесь не упускать ни одного повода поговорить с ним. Во время одевания сопровождайте свои действия словами. «Дай мне ручку, сейчас будем одевать рубашку. А теперь будем одевать колготки, где твои ножки?» Говорить с ребенком нужно уже тогда, когда смысл речи ему еще непонятен. В любом случае малыш будет вслушиваться в слова, улыбаться. Если одни и те же выражения повторять несколько раз в день, он постепенно запоминает слова и в ответ на предложение «Давай оденем ботиночки!», протягивает ножку. Малыш понимает смысл слова потому что оно сопровождается действием, жестом, поддерживается мимикой, тоном.

Постоянная речь, которую слышит малыш, служит для него источником накопления пассивного словаря. Развитию речи способствуют различные детские потешки. Все бытовые действия: пробуждение, купание, прогулки, зарядку можно сопровождать потешками-короткими стихотворениями. Малыш запоминает действия и вскоре тоже начнет хлопать в ладоши, поднимать руки вверх, повторяя действия взрослых. Не забывайте хвалить малыша за каждое правильное действие. Например, если он показывая, какой он большой, поднимает руки вверх над головой, похвалите его:»Воот какой большой Андрюша! Молодец!»

К концу первого года жизни кроха становится самостоятельным пешеходом, его пассивный словарь расширяется, потому что мир достижимых вещей становится больше. Намного быстрее малыш начинает понимать слова и указания, связанные с его передвижением в пространстве: «Подойди ко мне!», «Положи здесь», «Подай мне это». Малыш с удовольствием выполняет просьбы взрослого. Действовать по словесному сигналу для него становится удовольствием, своеобразной школой понимания слов. Вскоре малыш самостоятельно пробует выполнить действия взрослых, что является началом организованного поведения.

К концу первого года ребенок понимает уже множество названий предметов, имена близкий людей, названия действий, может по просьбе похлопать в ладоши, помахать ручкой, подать игрушку и т.д.


Комментарии