Развитие образного мышления у детей 3-4 лет. Развивающие игры

Февраль 1, 2011 

obraznoe mishleniejpgРисунки-меры длины

В ходе этой игры дети учатся различать меры длины. На листе бумаги взрослый рисует один домик, рядом с ним шагающего человека и жука, на другом конце листа нужно нарисовать другой домик. Задайте вопрос ребенку, как он думает, у кого шире шаг: у человека или жука? Кто быстрее доберется до другого домика.
Малышу следует объяснить, что, чтобы понять, каково расстояние между домиками, нужно нарисовать стрелки и провести соединительную линию от одного домика до другого), нужно мысленно измерить это расстояние или шагами человека (начертите линию, которая будет обозначать шаг нарисованного человека), или шагами жука (аналогично нужно начертить линию, обозначающую шаг жука).

Спросите малыша, как он думает, чем можно еще измерить расстояние между нарисованными предметами (ботинки, ветки и т. д. – например, можно вспомнить мультфильм «38 попугаев»). Можно рассказать ребенку, что существуют линейки с делениями, приведите пример, что шаг муравья, жука или другого мелкого насекомого будет равняться одному делению линейки, а шаг человека составляет много таких делений.

Рисунок дождя

Данная игра помогает развивать воображение ребенка и предоставляет ему возможность выразить свое представление о дожде на бумаге.
На листке бумаги взрослому нужно нарисовать тучку. Затем спрашиваете у малыша, какие дожди он знает. Можно подсказать ребенку, что дождь бывает «грибным», «слепым», мелким, ливневым и т.д. Спросите, понимает ли ребенок данные названия, в случае необходимости объясните, что они означают. Можете нарисовать вместе с ребенком на тучке очки ( что будет означать «слепой» дождик), грибы, которые падают из «грибной» тучки, крупные капли, которые падают и идет ливень, или мелкие капли — мелкий дождик.
Расскажите малышу, что на самом деле означают эти понятия, почему дождик называют слепым ( дождик не видит, что светит солнце), грибным ( теплый и мелкий, после него хорошо растут грибы). Можно поиграть в игру: произнесите «дождик грибной» и начинайте собирать грибы и т.п.

Рисование разными способами

Рисовать карандашами и красками малышам часто надоедает, поэтому можно рисовать и водой. Для этого используйте брызгалки, — наполните их водой с разбавленными чернилами. Особенно интересно рисовать такими чернилами на улице зимой: можно раскрашивать снежные фигуры или слепить обыкновенные снежки, а затем разукрасить их сверху разноцветной водой. Если снежок разрезать, будет видно, как краска проникла в толщу снега. Можно объяснить малышу, что густая краска медленнее и не так глубоко проникает в снежок, в отличие от краски разбавленной. Кроме этого можно понаблюдать вместе с малышом, как чернила и краски растворяются в бутылочке с водой.

Еще одно интересное наблюдение, которое может увлечь малыша — размешивание красок, их смешение между собой. Можно показать ребенку, что желтый и синий дают вместе зеленый, синий и красный, смешиваясь, дают коричневый. Если ребенок заинтересован, можно рассказать также что основных цветов только три — синий, красный, желтый, а все остальные образуются при смешивании исходных цветов. Расскажите также, что черный цвет получается в отсутствии других цветов, а белый цвет, наоборот, получится, если он «съест» все цвета в равных количествах. Не менее интересно будет для ребенка рисовать ладошкой с помощью отпечатков пальцев, или листиками, лепестками цветов.

Дорисовка по сюжету

Эти развивающие игры для детей способствуют развитию образного мышления, воображения. Придумайте сказку или веселую историю: например, как спрятать мышку от кошки. На листе бумаги нарисуйте мышонка. Это может быть мультипликационный персонаж или же обычный контур. Самое главное, объясните малышу, что это — мышонок. Недалеко от мышонка нарисуйте сыр, а на другом конце листа кошку. Расскажите крохе, что кошки любят охотиться на мышей, чтобы их съесть, поэтому мышку нужно спрятать. Подскажите ребенку, что можно сделать, чтобы спрятать мышку от кошки ( нарисовать между ними стену, к примеру, или над мышкой нарисовать крышу-домик. Можно использовать аналогичные сюжеты, например, барашка, траву и волка и т.д.

Плачущие сосульки

Для этой игры понадобится чистый лист бумаги, на который нужно наклеить сосульки ( вырезанные из цветной бумаги). В верхнем углу листа бумаги нарисуйте солнышко и спросите у малыша, что может случиться с сосульками, когда солнышко начнет пригревать. Если ребенок затрудняется сказать, напомните ему, что сосульки начинают нагреваться и таять, вола с них будет капать на землю. Предложите крохе нарисовать, как сосульки «плачут». Обратите внимание, что «слезы»- капли, падающие с сосулек такого же цвета, как и сами сосульки.

Играющий котенок

Нарисуйте котенка на листе бумаги ( или наклейте готовую картинку из журнала или открытки). Вспомните вместе с малышом, во что любят играть котята: с клубками, нитками — со всем, что двигается, летает, прыгает, катится…Можно изготовить детали: бабочек, мячики, клубки с нитками, кузнечиков и т.д. Продемонстрируйте малышу, как работать с пальчиковым клеем, как аккуратно наклеить детали на бумагу. Если у вас не найдутся какие-то детали, о которых вспомнит малыш, можно нарисовать их вместе с ним: например, нитка с бантиком, воздушные шарики, мухи, шторы и проч.


Комментарии